Интервью участников коллектива
(из различных СМИ)

Б. Фрумкин:
От "Мелодии" к себе
(интернет-газета " Russkaja Germanija", 2000 г.)

 

Борис Фрумкин, известный советский джазовый пианист, композитор и аранжировщик, руководивший в прошлом ансамблем «Мелодия», уже 4 года живет в Германии: сначала в Кельне, а вот теперь уже год в Берлине.

– Как случилось, что вы оказались в Германии?
– Ансамбль «Мелодия», в котором я проработал 18 лет, в 1992 году прекратил свое существование. Это было связано с распадом самой фирмы «Мелодия» и студии грамзаписи, в которой, собственно, и проходила наша деятельность. Это был период, когда некоторые из руководителей стремились прибрать к рукам все, что близко лежало. Ну, и случилось так, что в этом распаде, в этой перепалке для ансамбля не нашлось места. Часть музыкантов эмигрировала, четверо – в США, наш барабанщик Александр Симоновский – в Германию, в Кёльн, где он и сегодня живет. И у меня в этой ситуации не было ни особого желания, ни сил после этих трагических событий реанимировать ансамбль. Поэтому я стал всерьез подумывать о том, что, наверное, стоит вспомнить, что я пианист, и заняться сольной деятельностью. Так, собственно, и произошло. С 1992 года я стал работать как сольный пианист. Были контракты, турне, связанные, в основном, с заграницей: я поработал в Швейцарии, США, Греции... Это были многомесячные поездки, но я всегда возвращался с женой в Москву. Возвращался на месяц, на два – и снова уезжал по контракту за границу. В Москве я для себя как-то места не находил: предложения были, но они по тем или иным причинам меня не устраивали. И в конце концов мы на семейном совете приняли решение вообще уехать. В 1996 году мы оказались в Германии. Три года жили в Кёльне и вот уже год в Берлине, где я работаю пианистом в отеле «Palast» – это в комплексе «Европа-центр».

– Трудно ли вам дался сам переход к игре в отеле, в ресторане?
– Поначалу, безусловно, да. Скорее всего в силу сложившегося стереотипа и в силу моего воспитания и возраста (я ведь уехал не юным мальчиком – мне было уже за пятьдесят). Хотя нас и учили, что всякая работа почетна, но это, как говорится, в теории. А на практике для меня, привыкшего к роли руководителя ансамбля «Мелодия», члена Союза композиторов, заслуженного артиста России, новая роль давалась нелегко. Я не могу сказать, что я раньше кичился своим положением: на гастролях, например, я часто с удовольствием встречался с ресторанными музыкантами, и это были в основном очень симпатичные и талантливые люди. Тем не менее разница в положении всегда была. Но параллельно, начиная с первых гастролей «Мелодии» за границей в конце 60-х, я понял, что очень много музыкантов достаточно высокого уровня трудится и в ресторанах, и в барах, и в кафе, и ничего в этом зазорного нет. А скорее наоборот: именно это и есть основное приложение сил тех музыкантов, которые занимаются развлекательной музыкой.

– Какие наиболее яркие эпизоды из жизни ансамбля «Мелодия» памятны для вас?
– Я думаю, было несколько моментов, которые оставили сильный внутренний след. Во-первых, это выступление в 1980 году на джаз-фестивале в Индии, который назывался «Джаз-Ятра». Ансамбль получил там очень хорошую прессу. Хотя дело происходило в Бомбее и можно было бы считать, что это – провинциальный фестиваль, состав участников был очень силен, а публика была просто замечательная. Это был почти недельный марафон самых интересных в то время музыкантов мира. Там играли и выдающийся американский саксофонист Стэн Гетц, и известный американский ансамбль джазовых солистов, и замечательная бразильская певица и пианистка Таня Мари, и... и... и...

   Второй пик деятельности ансамбля «Мелодия» – это, конечно, участие в советско-американском шоу «Sophisticated Ladies» на музыку Дюка Элингтона. Этот проект спонсировала компания «American Express», а патронировала тогдашняя первая леди Америки Нэнси Рэйган. Большинство артистов – певцов и танцоров – были бродвейские, а для музыкального сопровождения был приглашен наш ансамбль. Я был музыкальным руководителем и дирижером этого проекта, а также принимал в нем участие как пианист. Шоу с огромным успехом было показано в Москве, Ленинграде и Тбилиси, а затем мы поехали в Вашингтон, где 40 дней подряд в лучшем зале «Опера-Хаус» центра Кеннеди выступали при неизменных аншлагах.

   Кстати, мне посчастливилось однажды играть для самого маэстро Дюка Элингтона. Это было еще до «Мелодии», в начале 70-х. Я работал тогда в биг-бэнде Вадима Людвиковского. И вот в Москву приехал оркестр Элингтона. Это было, я считаю, огромным событием. Мне посчастливилось побывать на трех концертах. Так вот, для маэстро и его оркестрантов было запланировано посещение дома звукозаписи на улице Качалова, и наш биг-бэнд дал в самой большой 5-й студии концерт специально американских гостей.

– Знаете ли вы, как сложились судьбы наших джазистов, эмигрировавших в разные страны, в частности в США? Удалось ли кому-нибудь из них добиться известности?
– Говорить, что мы внесли вклад в мировую джазовую музыку, было бы, мне кажется, слишком самонадеянно, но несколько удач, безусловно, есть. Например, трубач Валерий Пономарев. Он не считался выдающимся явлением в советском джазе, но именно он, эмигрировав в начале 70-х, сделал очень хорошую карьеру в Америке. Он работал в замечательном ансамбле «Джэз-мессенджерс», которым руководил барабанщик Арт Блэйки. Пономарев проработал в этом ансамбле много лет, а сменил его там человек, которого он сам туда и привел – теперь это звезда современного джаза Уинтон Марсалес. Но в целом наши, конечно, не становятся в американском джазе звездами первой величины, хотя достигают подчас хорошего профессионального уровня. Из приехавших в Германию назову Леонида Чижика, нашего замечательного джазового пианиста. Я считаю, что он себя здесь нашел в полной мере: он живет сейчас в Мюнхене и преподает в консерватории – работает с молодыми джазовыми пианистами.

– Вернемся к вашей сегодняшней работе. Страдаете ли вы от типичного для публики отелей безразличия слушающих?
– Должен сказать, я вполне адаптировался, и меня это никак не ранит. К тому же есть и другая публика: постоянные посетители, люди, которые с удовольствием слушают, сидя иногда по два-три часа с одной чашечкой кофе. Хэрби Хэнкок, один из великих джазовых пианистов, приезжавший в ноябре 1999 на фестиваль в Берлин, останавливался в нашем отеле и более часа просидел, слушая мою игру. После чего поднял большой палец в знак одобрения и даже оставил памятную запись.

   Борис Фрумкин продолжает и концертную деятельность и вместе с Аркадием Аркановым, Левоном Оганезовым и Михаилом Городинским примет участие в вечере «Смех сквозь ноты», который состоится в доме Еврейской общины на Фазаненштрассе 20 февраля.


Новости
 

 
             
Hosted by uCoz