–
Как случилось, что вы оказались в
Германии?
– Ансамбль «Мелодия», в котором я
проработал 18 лет, в 1992 году прекратил
свое существование. Это было связано с
распадом самой фирмы «Мелодия» и
студии грамзаписи, в которой,
собственно, и проходила наша
деятельность. Это был период, когда
некоторые из руководителей стремились
прибрать к рукам все, что близко лежало.
Ну, и случилось так, что в этом распаде,
в этой перепалке для ансамбля не
нашлось места. Часть музыкантов
эмигрировала, четверо – в США, наш
барабанщик Александр Симоновский – в
Германию, в Кёльн, где он и сегодня
живет. И у меня в этой ситуации не было
ни особого желания, ни сил после этих
трагических событий реанимировать
ансамбль. Поэтому я стал всерьез
подумывать о том, что, наверное, стоит
вспомнить, что я пианист, и заняться
сольной деятельностью. Так, собственно,
и произошло. С 1992 года я стал работать
как сольный пианист. Были контракты,
турне, связанные, в основном, с
заграницей: я поработал в Швейцарии,
США, Греции... Это были многомесячные
поездки, но я всегда возвращался с
женой в Москву. Возвращался на месяц, на
два – и снова уезжал по контракту за
границу. В Москве я для себя как-то
места не находил: предложения были, но
они по тем или иным причинам меня не
устраивали. И в конце концов мы на
семейном совете приняли решение вообще
уехать. В 1996 году мы оказались в
Германии. Три года жили в Кёльне и вот
уже год в Берлине, где я работаю
пианистом в отеле «Palast» – это в
комплексе «Европа-центр».
–
Трудно ли вам дался сам переход к игре в
отеле, в ресторане?
– Поначалу, безусловно, да. Скорее
всего в силу сложившегося стереотипа и
в силу моего воспитания и возраста (я
ведь уехал не юным мальчиком – мне было
уже за пятьдесят). Хотя нас и учили, что
всякая работа почетна, но это, как
говорится, в теории. А на практике для
меня, привыкшего к роли руководителя
ансамбля «Мелодия», члена Союза
композиторов, заслуженного артиста
России, новая роль давалась нелегко. Я
не могу сказать, что я раньше кичился
своим положением: на гастролях,
например, я часто с удовольствием
встречался с ресторанными музыкантами,
и это были в основном очень симпатичные
и талантливые люди. Тем не менее
разница в положении всегда была. Но
параллельно, начиная с первых
гастролей «Мелодии» за границей в
конце 60-х, я понял, что очень много
музыкантов достаточно высокого уровня
трудится и в ресторанах, и в барах, и в
кафе, и ничего в этом зазорного нет. А
скорее наоборот: именно это и есть
основное приложение сил тех музыкантов,
которые занимаются развлекательной
музыкой.
–
Какие наиболее яркие эпизоды из жизни
ансамбля «Мелодия» памятны для вас?
– Я думаю, было несколько моментов,
которые оставили сильный внутренний
след. Во-первых, это выступление в 1980
году на джаз-фестивале в Индии, который
назывался «Джаз-Ятра». Ансамбль
получил там очень хорошую прессу. Хотя
дело происходило в Бомбее и можно было
бы считать, что это – провинциальный
фестиваль, состав участников был очень
силен, а публика была просто
замечательная. Это был почти недельный
марафон самых интересных в то время
музыкантов мира. Там играли и
выдающийся американский саксофонист
Стэн Гетц, и известный американский
ансамбль джазовых солистов, и
замечательная бразильская певица и
пианистка Таня Мари, и... и... и...
Второй
пик деятельности ансамбля «Мелодия» –
это, конечно, участие в советско-американском
шоу «Sophisticated Ladies» на музыку Дюка
Элингтона. Этот проект спонсировала
компания «American Express», а патронировала
тогдашняя первая леди Америки Нэнси
Рэйган. Большинство артистов – певцов
и танцоров – были бродвейские, а для
музыкального сопровождения был
приглашен наш ансамбль. Я был
музыкальным руководителем и дирижером
этого проекта, а также принимал в нем
участие как пианист. Шоу с огромным
успехом было показано в Москве,
Ленинграде и Тбилиси, а затем мы
поехали в Вашингтон, где 40 дней подряд в
лучшем зале «Опера-Хаус» центра
Кеннеди выступали при неизменных
аншлагах.
Кстати,
мне посчастливилось однажды играть для
самого маэстро Дюка Элингтона. Это было
еще до «Мелодии», в начале 70-х. Я работал
тогда в биг-бэнде Вадима Людвиковского.
И вот в Москву приехал оркестр
Элингтона. Это было, я считаю, огромным
событием. Мне посчастливилось побывать
на трех концертах. Так вот, для маэстро
и его оркестрантов было запланировано
посещение дома звукозаписи на улице
Качалова, и наш биг-бэнд дал в самой
большой 5-й студии концерт специально
американских гостей.
–
Знаете ли вы, как сложились судьбы
наших джазистов, эмигрировавших в
разные страны, в частности в США?
Удалось ли кому-нибудь из них добиться
известности?
– Говорить, что мы внесли вклад в
мировую джазовую музыку, было бы, мне
кажется, слишком самонадеянно, но
несколько удач, безусловно, есть.
Например, трубач Валерий Пономарев. Он
не считался выдающимся явлением в
советском джазе, но именно он,
эмигрировав в начале 70-х, сделал очень
хорошую карьеру в Америке. Он работал в
замечательном ансамбле «Джэз-мессенджерс»,
которым руководил барабанщик Арт
Блэйки. Пономарев проработал в этом
ансамбле много лет, а сменил его там
человек, которого он сам туда и привел
– теперь это звезда современного джаза
Уинтон Марсалес. Но в целом наши,
конечно, не становятся в американском
джазе звездами первой величины, хотя
достигают подчас хорошего
профессионального уровня. Из
приехавших в Германию назову Леонида
Чижика, нашего замечательного
джазового пианиста. Я считаю, что он
себя здесь нашел в полной мере: он живет
сейчас в Мюнхене и преподает в
консерватории – работает с молодыми
джазовыми пианистами.
–
Вернемся к вашей сегодняшней работе.
Страдаете ли вы от типичного для
публики отелей безразличия слушающих?
– Должен сказать, я вполне
адаптировался, и меня это никак не
ранит. К тому же есть и другая публика:
постоянные посетители, люди, которые с
удовольствием слушают, сидя иногда по
два-три часа с одной чашечкой кофе.
Хэрби Хэнкок, один из великих джазовых
пианистов, приезжавший в ноябре 1999 на
фестиваль в Берлин, останавливался в
нашем отеле и более часа просидел,
слушая мою игру. После чего поднял
большой палец в знак одобрения и даже
оставил памятную запись.
Борис
Фрумкин продолжает и концертную
деятельность и вместе с Аркадием
Аркановым, Левоном Оганезовым и
Михаилом Городинским примет участие в
вечере «Смех сквозь ноты», который
состоится в доме Еврейской общины на
Фазаненштрассе 20 февраля.
|